Состоялся вебинар по вопросам федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2019″

На базе Московского государственного психолого-педагогического университета при участии Минпросвещения России, Федерации психологов образования России  и Центра защиты прав и интересов детей   7 августа 2019 года с 10:00 до 12:00 (мск) был проведен вебинар (семинар-совещание в дистанционной форме) по вопросам федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2019».

Целевая аудитория участников: представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, участники конкурса, а также представители методических объединений и организаций, осуществляющих подготовку конкурсантов.

Цель вебинара – обсуждение вопросов организации и проведения федерального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2019» (далее – Конкурс).

Задачи вебинара: разъяснение порядка проведения конкурсных испытаний экспертного и финального туров федерального этапа Конкурса; обсуждение критериев оценивания конкурсных испытаний в 2019 году, предоставление рекомендаций по подготовке конкурсанта к федеральному этапу конкурса и др.


Работу вебинара открыла проректор ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет", вице-президент Федерации психологов образования России,  член жюри Конкурса Светлана Владимировна Алехина. В своем приветственном слове она отметила весомое представительство участников вебинара: победители и участники регионального этапа Конкурса, представители оргкомитета и жюри регионального этапа Конкурса от субъектов Российской Федерации, специалисты, ответственные за подготовку конкурсантов к федеральному этапу Конкурса - всего более 170 человек и 57 субъектов Российской Федерации.

Далее с докладом "Об итогах заседания оргкомитета Конкурса" выступила заместитель директора Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России, председатель Жюри Конкурса Лариса Павловна Фальковская. Осветив основные решения оргкомитета Конкурса, Лариса Павловна отметила, что кроме конкурсных мероприятий для участников федерального этапа Конкурса будут организованы встречи с руководством Минпросвещения России,  выдающимися учеными в области развития современной научной психологии, а победитель Конкурса будет награждаться наряду с лучшим учителем года и учителем-дефектологом в стенах Кремлевского Дворца. При этом все финалисты примут участие в праздничном концерте, посвященном Дню Учителя.

Ежегодно содержание конкурсных испытаний актуализируется в соответствии с проблемами профессиональной психологической практики в системе образования Российской Федерации. Исполнительный директор Федерации психологов образования России Олеся Игоревна Леонова проинформировала участников вебинара о содержании конкурсных испытаний федерального этапа Конкурса и порядке регистрации участников, которые заданы в Положении о Конкурсе. В своем выступлении она акцентировала внимание, что во всех конкурсных испытаниях конкурсантам важно подчеркнуть сущностную составляющую психолого-педагогической деятельности в соответствии с профессиональным стандартом "Педагог-психолог (психолог в сфере образования").

В 2019 году в состав организаторов Конкурса  включен ФГБНУ "Центр защиты прав и интересов детей". Заместитель руководителя Центра Артамонова Елена  Геннадьевна на вебинаре указала, что программа Конкурса будет подготовлена в соответствии с опубликованным графиком мероприятий, размещена на сайте Конкурса и разослана всем зарегистрированным участникам в комплекте с приглашениями на федеральный этап.

Далее в соответствии с программой вебинара выступали члены экспертной комиссии Конкурса. 

Основные рекомендации экспертов конкурсантам:

Кулькова Жанна Геннадьевна, руководитель Центра психологической диагностики и консультирования, помощник Уполномоченного по правам ребенка в Челябинской области, методист МБУ ДПО  "Центр развития образования города Челябинска":

  • "Внимательно изучите Положение о Конкурсе. Критерии оценивания конкурсных испытаний подробно описаны в Положении".
  • "Для экспертов важно, чтобы вы представили собственный профессиональный опыт";
  • " Творчество и инновации украшают конкурс и являются поводом для обсуждений, передачи технологий и методов работы, раскрывают творческий потенциал и способствуют распространению опыта".
  • "Желаю вам остаться в рамках профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)" и проявить творчество".

Васягина Наталия Николаевна, заведующий кафедрой психологии образования ФГБОУ ВО "Уральский государственный педагогический университет":

  • "Как отличить мастер класс от других жанров? Он позволяет распространить профессиональный опыт. В основу должны быть положены фундаментально обоснованные методы и технологии. Задача мастер-класса- не просто продемонстрировать, но и передать способы деятельности".
  • "Тема мастер-класса должна быть связана с решением актуальных задач, стоящих перед психологией образования".
  • "Конкурсант самостоятельно выбирает способ представления опыта, который считает наглядным". 

Клюева Татьяна Николаевна, директор ГБУ ДПО Самарской области "Региональный социопсихологический центр":

  • "Выбор возрастной категории детей при написании психологического заключения зависит от конкурсанта";
  • "Необходимо на основании протокола и результатов проанализировать и определить сильные и слабые стороны ребенка - это определяет психологический статус ребенка, почему эта проблема возникла и как ее решить".
  • "Важный момент в психологическом заключении - это адресат, - кто делал запрос. Рекомендации в решении проблем ребенка составляйте конкретно адресату запроса".
  • "Не надо писать рекомендации глубоко научным языком. Родитель должен понимать, что рекомендации не представляют для него особых трудностей.
  • "Не надо в заключении повторять текст протокола. Следует писать кратко, доступно и основываться на тех результатах, которые представлены".
  • "При определении проблемы важно учитывать возраст ребенка. Некоторые проблемы не могут возникнуть в условиях специфики возраста."

Юрчук Ольга Леонидовна, педагог-психолог МБОУ Гимназия г. Нового Уренгоя ЯНАО, победитель Конкурса - 2018 г.:

  • "Важно провести ревизию своих умений и навыков, своих сильных и слабых сторон. Не показывайте на Конкурсе то, в чем вы не сильны".
  • "Актуализируйте теоретические знания и привяжите их к практике: книги "Практическая психология образования (Дубровина И.В.), "Руководство практического психолога (Дубровина И.В.), "Теория и практика оценки психического развития ребенка" (Семаго Н.Я., Семаго М.М.), руководство по проведению тренингов в  книгах Вачкова И.В."
  • "Мастер-класс важно отработать на разных категориях (дети и педагоги). Проведите его много раз; имейте в запасе несколько упражнений; понимайте, сколько времени проходит между упражнениями. Все, что будете показывать, вам нужно объяснить. Попробуйте это сделать на группах, на которых тренируетесь. Попробуйте объяснить неспециалистам".
  • "Постарайтесь работать с минимумом оборудования".
  • "Если вы увидите интересные мастер-классы и вам захочется что-то поменять у себя, не делайте этого. На конкурсе лучше всего идет хорошо отработанный материал. Старайтесь отрепетировать все заранее. Имейте в запасе интересные упражнения".
  • "Важно хорошо ориентироваться в образовательной программе вашей организации. В образовательной программе, построенной по требованиям ФГОС, есть 3 раздела, непосредственно касающиеся педагога-психолога: программа развития универсальных учебных действий, коррекционная программа и программа воспитания и социализации. Рассмотрите всю свою работу с точки зрения этих разделов. Соберите эти знания с профстандартом и вам будет легко объяснить в каком разделе профстандарта вы находитесь, какие функции выполняете, и для чего вы это делаете в целом".
  • "Визитную карточку лучше снимать с профессионалами, но сценарий готовить самому. Только вы знаете, какие профессиональные акценты лучше сделать в визуальном ряду. Визитная карточка должна быть яркой, динамичной. Покажите технологию - на хвалите себя устами детей или взрослых".

Удина Татьяна Николаевна, директор МБУ "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Содружество" г. Чебоксары:

  • "Вам предстоит показать грани своего профессионализма. Каждое испытание построено таким образом, что вы демонстрируете не только своей опыт, но и профессиональную позицию".
  • "Девиз мастер-класса: я знаю как это сделать и я могу вас научить".
  • "На первом этапе проведения мастер-класса важно презентовать свой опыт.  На втором этапе, когда вы показываете упражнения, очень важно чтобы вы вовлекли участников, которые будут помогать вам проводить мастер-класс. И в конце, когда вы проводите рефлексию, крайне важно быть объективным, самокритичным. Ваша задача - дать те аргументы, которые подтвердят,  почему вы делаете это именно так, и почему это важно и полезно тем, для кого вы это делаете".
  • "Вы должны нести имидж психолога. Ваш образ должен быть позитивным, обратите внимание на внешний вид".

Шульга Татьяна Ивановна, профессор кафедры социальной психологии ГОУ Московской области "Московский государственный областной университет":

  • "Вам как к лучшим - особые требования. Участие в Конкурсе - это ваш профессиональный рост".
  • "Когда мы ориентируемся на профстандарт, есть одна из наиболее востребованных функций - Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса. Очень сильно изменились требования к педагогам-психологам, которые должны быть в тесном альянсе с родителями. Послушайте трансляцию Всероссийского родительского собрания 30 августа, - какие вопросы поднимают родители, отразите их в конкурсных испытаниях".
  • "Необходимо качественно работать с профессиональной документацией. Если вы составляете неструктурированные планы, - это скажется при написании психологического заключения".
  • "Импровизация может вас подвести. Подготовьтесь к публичному выступлению: что вы будете говорить, как вы будете говорить, что будете делать".
  • "Хороший самоанализ - очень важно. Не бойтесь говорить о том, какие есть трудности и сложности. Конкурс ставит вас в позицию исследователя, формирует способность преодолевать собственные затруднения".

Забродин Юрий Михайлович, советник ректора ФГБОУ ВО "Московский государственный психолого-педагогический университет":

  • "Попробуйте поставить себя на место экспертов. Вы увидите, что документов, которые организуют деятельность эксперта, не так много, их надо изучить. Каждое задание имеет параметры. Эти параметры прописаны и их оценивают эксперты".
  • Надо найти, как ваша профессиональная деятельность ложится в профессиональный стандарт, и как профстандарт регулирует вашу деятельность".
  • "Надо собираться как на конкурс, который позволяет оценить квалификацию специалиста. Те, кто выигрывают конкурс - профессионалы высокого класса".
  • "Необходимо проанализировать и другие документы: Концепция развития психологической службы,  ФЗ " Об образовании в Российской Федерации".

Завершая вебинар, Светлана Владимировна отметила, что конкурсное испытание "Профессиональный кейс", которое достанется лауреатам, - самое сложное. Оно ориентировано на возраст и составлено с учетом приоритетной проблематики развития деятельности психологической службы. "Любой кейс будет для вас новым, он будет достаточно подробен, чтобы вы могли его проанализировать. Кейс откроет ваш профессиональный багаж, эмпатию, способность держать контакт, вступать во взаимодействие и удерживать систему отношений, профессиональную компетентность, умение владеть своими психологическими ресурсами: уверенность, самообладание, умение быстро реагировать на клиента, учитывать его особенности...Постарайтесь раскрыть истинное профессиональное мастерство".

Эксперты вебинара отметили, что в соответствии с Положением о Конкурсе, будут подготовлены методические рекомендации по подготовке к конкурсным испытаниям федерального этапа Конкурса, включающие разъяснения по процедуре оценивания конкурсных испытаний, а также проблемное содержание заданий "Профессиональный квест" и "Профессиональный кейс". Методические рекомендации будут размещены на сайте конкурса в разделе "Документы" и направлены зарегистрированным участникам Конкурса.

Завершая вебинар, эксперты пожелали всем участникам Конкурса успехов, плодотворного общения и творческого роста! 


Регистрация участников вебинара  осуществлялась на основании заполнения  электронной формы заявки участника.

Телеверсия работы вебинара размещена по ссылке: https://youtu.be/mPUtynwZXDI

Контакты оргкомитета: rospsy.ru@gmail.com, тел. +7 (909) 966-55-37, координатор мероприятия – Леонова Олеся Игоревна, к.психол.н., ведущий аналитик ФГБОУ ВО МГППУ, исполнительный директор ФПО России.


 

Материалы вебинара:

Письмо Минпросвещения о направлении информации о проведении конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2019»

Положение о конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог России – 2019»

Программа вебинара

Презентация к выступлению «Экспертное сообщество «Федерация психологов образования России»: сохранение традиций и вклад в развитие Конкурса» (Леонова О.И.)

Презентация к выступлению «Рекомендации по подготовке конкурсантов к федеральному этапу Конкурса» (Васягина Н.Н.).