Мельник Наталья Степановна
Тула
МБОУ ЦО N° 42
Педагог-психолог
Несколько интересных фактов обо мне:
-
Любимое время года - зима.
-
Жила в трех городах:
- родилась в городе Инте (республика Коми). Это маленький шахтерский город за Полярным кругом. В нем дома украшены национальными узорами, названия улиц написаны на двух языках и потрясающий вид на уральские горы;

- всей семьей переехали в город Ковров (Владимирская область), расположенном на правом берегу реки Клязьмы и сочетающим в себе промышленное и историческое наследие;

- с 2008 года живу в городе-герое Туле, который богат своей историей и колоритом. Город известен тремя ремёслами: производством оружия, самоваров, пряников.

-
"Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?"- тот вопрос, который каждый слышал неоднократно с детского сада. У меня легче было спросить: "Кем ты НЕ хочешь стать?"- ведь ответ был однозначный: "Я не хочу быть врачом и педагогом!". Кем хотела стать я? Актрисой или тренером по танцам, поэтому больше 7 лет занималась танцами и посещала школу актерского мастерства.
-
Решила стать психологом в 10 классе после обучения по программе "Школа юного психолога" на базе МБОУ ЦПМСС «Преображение».

-
8 лет работаю по профессии, из них 4 года - в ресурсном классе, который обеспечивает право на получение образования обучающихся с расстройством аутистического спектра и позволяет организовать обучение каждого ребенка в наиболее приятной для него среде, в соответствии с его особыми образовательными потребностями и возможностями.
-
Являюсь руководителем музея МБОУ ЦО № 42 г.Тулы «Эстафета поколений».
-
Хобби – рисование, оформление фотозон, походы, сплавы на байдарках.

"Мы живем как можем, а они - как МЫ поможем"
Работа педагога-психолога, специализирующегося на детях с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это не просто коррекция поведения или обучение навыкам. Это построение доверительных отношений, создание безопасной среды и открытие пути к миру для ребёнка, который воспринимает его иначе, чем большинство. Миссия здесь заключается в том, чтобы стать своеобразным «невидимым мостом», соединяющим мир внутреннего опыта ребенка с окружающим социумом.
В отличие от многих других сфер образования, работа с детьми с РАС требует глубокого понимания нейрофизиологических особенностей их развития. Необходимо учитывать сенсорные особенности – гипер- или гипочувствительность к звукам, свету, текстурам – которые могут быть причиной дискомфорта и поведенческих реакций. Педагог-психолог должен уметь распознавать эти сигналы, адаптировать среду обучения и предлагать стратегии саморегуляции.
Основная задача – не «исправить» ребенка, а раскрыть его потенциал, помогая ему освоить навыки коммуникации, социального взаимодействия и адаптации к повседневной жизни. Важно помнить, что каждый ребенок уникален: у одного преобладают трудности с вербальным общением, другой испытывает сложности в интерпретации социальных сигналов, третий может проявлять повторяющиеся стереотипные движения. Подход должен быть индивидуальным, основанным на детальном анализе сильных сторон и зон роста каждого конкретного ребёнка.
Помимо прямой работы с ребенком, важную роль играет взаимодействие с семьей. Педагог-психолог выступает в роли специалиста, оказывающего поддержку родителям, обучая их стратегиям эффективного общения, организации домашней среды и пониманию потребностей ребенка. Совместная работа семьи и педагога-психолога создает целостную систему поддержки, способствующую стабильному развитию ребёнка.
В конечном итоге, миссия педагога-психолога – это не просто научить ребенка определенным навыкам, но и помочь ему обрести уверенность в себе, развить чувство собственного достоинства и найти свое место в мире. Это значит создать условия для того, чтобы ребёнок с РАС смог максимально реализовать свой потенциал, построить значимые отношения и вести полноценную жизнь, наполненную радостью и смыслом. Задача сложная, требующая терпения, эмпатии и постоянного профессионального развития, но результат - возможность для ребёнка раскрыться и проявить себя - оправдывает все усилия
Что привлекает меня в профессии педагога-психолога, помогающего детям с расстройством аутистического спектра?

Причин несколько.
Прежде всего, это шанс взглянуть на мир под другим углом. Дети с РАС воспринимают действительность по-своему, что побуждает пересматривать общепринятые нормы, находить инновационные способы коммуникации и взаимодействия.
Кроме того, сотрудничество с такими детьми – это непрерывное испытание. Каждый из них неповторим: метод, действенный для одного, может оказаться неэффективным для другого. Это стимулирует к постоянному профессиональному росту, освоению новых техник и, главное, предполагает способность приспосабливаться к переменчивой ситуации.
Эта работа приносит огромное удовлетворение. Наблюдая за тем, как ребенок, испытывавший трудности в общении, начинает смотреть в глаза, разговаривать, вовлекаться в игры с другими ребятами, ощущаешь невероятную радость. Эти небольшие, но важные успехи становятся мощной мотивацией для продолжения деятельности.
И, наконец, я многому учусь у самих детей. Их открытость, честность, умение радоваться мелочам — ценные уроки для каждого взрослого. Они помогают нам становиться более снисходительными, внимательными и чуткими к нуждам окружающих.
Работа с детьми с РАС – не просто род занятий, а настоящее призвание души